[на главную] [в каталоги] [дальше]

Словарь терминов, используемых в каталоге или около

Антропоморф

Один из сюжетов палеолитической наскальной живописи вообще и каповской в частности. Для палеолитического искусства характерен невысокий процент антропоморфных сюжетов по отношению к другим двум типам: геометрическим знакам и анималистическим сюжетам. Характерное в стилистическом плане для палеолита изображение в Каповой одно - это Антропоморф в зале Хаоса (07-3-29). Кроме него есть, как минимум еще два изображения человека (14-1-05 и 14-3-12), хотя стилистика этих двух рисунков отличается от характерной для палеолита.

Барельеф

Очень условное название для некоторых зооморфных изображений в пещере. Трудность с барельефами состоит в том, что, с одной стороны, их зооморфность очевидна всем и каждому, но доказать искусственное происхождение их на сегодняшний день нереально. По моему мнению, некоторые так называемые барельефы несут на себе следы дополнительной подработки, но доказать этого я не могу. Самый очевидный пример - 14-3-07. Я предложил следующий критерий включения в каталог подобных изображений: если в контуре тела предполагаемого зооморфа присутствует охра, то изображение необходимо описывать и включать в перечень. В некоторых случаях, единственный вариант осмыслить пятно охры - это рассматривать его в контексте микрорельефа - именно из этой идеи выросло предложение считать некоторые наиболее спорные локализации (например, 05-1-30, 05-3-08 или 06-2-15) имеющими отношение к теме нашего исследования.

Блок

Элемент рельефа четырехугольной формы, большого размера - примерно от 0,5х0,5 метра. Ограничен, как правило, естественными трещинами в стене. Чаще всего не выступает за общую плоскость стены, хотя бывают и исключения.

Выступ

Элемент рельефа любой формы - треугольной, например, и небольшого, как правило, размера. Выступает из стены.

Гематит

Минеральное сырье, из которого в доиндустриальную эпоху готовили охру. Мне гематит представляется несколько мифической субстанцией, поскольку, на мой взгляд, формы, пригодные для изготовления краски, встречаются нечасто - по крайней мере в районе Каповой выходы чистого гематита мне неизвестны. Каповские реалии заставляют отдавать предпочтение бурым железнякам в качестве сырья для приготовления охры.

Геометрический знак

Так интерпретируются почти все распознаваемые рисунки, за исключением зооморфных или антропоморфных. Могут быть явными геометрическими знаками, типа треугольника или трезубца, а могут быть неизвестными современному человечеству знаками, для которых придумывают специальные названия, и которые часто значительно разняться по форме. Например, тектиформы, которые находят в Дордони, или клавиформы - в Арьеже. Есть еще авиформы, серпентиформы, и каких только нету... В Каповой самые интригующие геометрические знаки - так называемые трапеции.

Глина

Глина бывает под ногами, и бывает на стенах. На стенах бывает глина та, что оставлена грязными руками туристов, а бывает та, что находится слишком высоко для случайного загрязнения, и иногда форма такого глиняного пятна напоминает зооморфа. На пигментных картах в таких пятнах глины определяется присутствие красной составляющей - я говорю о присутствии охры, хотя никакими другими методами этот тезис пока не подкреплен, но и не опровергнут. Поскольку глина плохо держится на стене, в отличие от охры, скажем, то такие пятна мне кажется возможным рассматривать как остатки глиняных барельефов, прокрашенных охрой - либо поверх глиняного слоя, либо же глина прокрашивалась в массе. Самый известный пример такого изображения - 06-2-30.

Глыба

Отдельно лежащий крупный осколок известняка. На них иногда бывают рисунки. Самая известная глыба - с рисунком № 05-3-11. Кроме этого примера, весь пол зала Хаоса завален глыбами, на которых тоже могут быть рисунки.

Гравировка

Настоящих гравировок, таких, как в Комбарель, например, у нас нет. Есть некоторые царапки, которые обнаружившие их исследователи называют гравировками. Все гравировки, обнаруженные в Каповой, сомнительны - это означает, что разные исследователи имеют разное мнение по поводу природы или времени возникновения этих царапок. Эти наши так называемые гравировки бывают глубокие (02-1-04) и поверхностные (05-1-07). По поводу глубоких сомнения скептиков касаются их природы - скептики сомневаются в их искусственности. По поводу неглубоких гравировок споры, беспочвенные и безрезультатные, идут по поводу времени их нанесения.

Граффити

То, что нарисовано на стенах Каповой современными нам людьми. Чаще всего сделано чем-то черным - углем, видимо, хотя есть даже надписи чем-то вроде химического карандаша или губной помады. Старейшее граффити в пещере было датировано, кажется 1896 годом. Ю. С. Ляхницкий предпринял грандиозную отмывку стен от граффити в Купольном зале и зале Знаков в конце 2000-х годов, и теперь современных надписей в пещере меньше, чем было, скажем, 12 лет назад. О правомерности и правомочности такого метода решения проблем есть разные мнения - отношение к этому мероприятию неодзнозначно.

Гриффады

Следы, оставленные пещерным медведем на стенах пещер - он так точил когти. В Каповой нет ни следов присутствия пещерного медведя, ни гриффад. Но есть царапки в Горле, которые на настоящие гриффады не похожи ни разу, но неясно, кто и что мог бы там точить - как образовались эти следы - я не понимаю.

Зооморф

Рисунок, напоминающий того или иного животного - как правило, лошадь, что-то другое копытное, или мамонта. Зооморфом называют то, что не определяется до вида, но определяется как животное - как правило, по форме спины. И с той и с другой стороны есть поле для споров и всяческих несогласий, поскольку не все видят даже зооморфа там, где некоторые охотно различают мамонтов.

Интерпретация

Многоуровневое распознавание. Об интерпретации первого уровня можно говорить, когда имеется в виду различение искуственных или естественных образований - двух- или трехмерных. Интерпретация второго уровня имеется в виду, когда речь идет о распознавании таксона, например, а также об отличии зооморфа от антропоморфа, треугольника от трапеции и так далее. Интерпретация третьего уровня - это попытки ухватить назначение и смысл изображения. Любые интерпретации всегда отличаются гипотетичностью, и соответственно, исследователи делятся на две группы: скептиков и сторонников. Интерпретация может быть бесспорной, конечно, пример - лошадь Рюмина (14-3-05). Никто, насколько я знаю, не сомневается в том, что это искуственно нанесенный краситель - раз, и что нарисована лошадь - два. Редкий случай для Каповой. При подготовке каталога я занимался интерпретацией первого уровня - это основное содержание моей работы - этого этапа моей работы. Я надеюсь, что будут и другие этапы. Иногда здесь я позволяю себе замахнуться на интерпретации второго уровня в попытках осмыслить то или иное пятно охры (например, 05-3-08). Про третий уровень я даже думать не хочу - пока, во всяком случае.

Кальцитовые коры

В широком бытовом употреблении этот термин означает все, что отличается от скалы. Бывают очень разнообразые по толщине, цвету, фактуре или способу образования: от очень тоних прозрачных пленочек до массивных грязно-желтых кор, толщиной до нескольких сантиметров. Чаще всего бывают натечными, хотя встречаются и другие. Наличие толстых кор поверх рисунка является убедительным свидетельством их древности, как в случае с "Лошадками" в зале Хаоса. В то же время, отсутствие кор вовсе не говорит о том, что рисунок не является древним - как в случае с "Лошадью Рюмина" (14-3-05), например. Отношения кор с рисунками - вообще дело сложное, поскольку есть масса рисунков - на восточной стене Купольного зала, например, где совершенно неясно, были ли рисунки нанесены поверх кор или коры образовались после нанесения рисунка. Это одна из важных проблем для будущих исследований.

Каналы a и b

Собственно, каналы a и b в цветовом пространсте Lab. Основа для получения так называемых пигментных карт. Собственно, пока все, что называется пигментными картами, представляет из себя либо один, либо другой канал, инвертированный и с измененным в той или иной степени контрастом. Теоретически пигментную карту можно получить и более сложными способами, например, смешением каналов. У меня до таких манипцляций пока не дошли руки, к сожалению, хотя это один из перспективных путей развития идеи, на мой взгляд. Подробно про методы обработки в моей статье, опубликованной в Вестнике КемГу в 2013 году. Здесь есть выдержка из неё.

Красный

Все, что не черное и не желтое.

Локализация

Не все следы деятельности человека на стенах пещеры можно уверенно описать как отдельные рисунки. Множество пятен не могут быть разделены на сюжетные части. Поэтому, строго говоря, термин "локализация", на мой взгляд, гораздо более уместен для статистических выкладок. Но я по привычке продолжаю часто называть рисунками то, что следовало бы называть локализациями - или как-нибудь еще. Кроме того, некоторые так называмые рисунки многослойны. Это хорошо видно на пигментных картах. Если мы имеем два рисунка на одном месте, то правильнее было бы учитывать это место, а не рисунок, потому что непонятно, какой рисунок имеется в виду. В этом смысле надо говорить, видимо, что в этом каталоге учтено 207 локализаций.

Ниша

Элемент спелеологического рельефа. Глубина ниши не больше её ширины. Ниши бывают большие, как Ниша Купольного зала, и маленькие, в которые человеку не пролезть. Большие частенько имеют рисунки внутри - как Ниша Купольного зала, или ниша с Черным Мамонтом в зале Рисунков. По поводу маленьких ниш можно говорить об ассоциации этих ниш с рисунками, как в случае с рисунком № 06-2-03. Это совсем неисследованная тема.

Охра

Краска на основе минерального сырья - гематита или бурых железняков, покрывающая "теплую" часть спектра - от желтого до красного с различными их оттенками. Красной охру делают безводные оксиды железа, содержащиеся в ней. Присутствие оксидов железа и отличает охру от киновари, например.

Патина

Не надо путать с пустынным загаром, кальцитовым натеком и поверхностным загрязнением. Хотя, что такое патина и патинизация, толком, кажется, никто объяснить не может. Может быть, можно сказать так: патинизация - это постепенное изменение цвета рисунка, когда свежая, хорошо различаемая на стене царапина сливается по цвету с субстратом - скалой, на которую нанесена. Скорость этого процесса очень зависит, насколько я понимаю, от местных условий. Может, кто поправит меня?

Пигментная карта

Название не очень, но другого я пока не придумал. По идее представляет из себя графическое двухмерное отображение распределения того или иного пигмента на стене. На практике является обработанной фотографией, на которой с помощью цифровых манипуляций отфильтрована вся информация, кроме интересующей части спектра. Если еще проще, речь идет об обнаружении охры на изображении.

Проблематики

Проблематики - это все, что не определяется. Уровней интерпретации я выделил три - см. "интерпретация". В соответствии с этим, так называемые проблематики могут быть двух типов: 1. Когда есть сомнения в отношении искуственности объекта; 2. Когда нет сомнений в искуственном происхождении рисунка, а речь идет об определении сюжета изображения. Это второе значение заимствовано из палеонтологии вместе с термином.

Рисунки

Сложный термин. Не всегда поворачивается язык назвать то, что мы описываем, рисунком в силу ряда факторов. Часто я не могу с уверенностью постулировать искуственность происхождения того, что называю рисунком. Термин "локализация", например, был бы более строгим в этом отношении, но с привычкой трудно совладать.

Сталагмит

В доступной пешеходу части пещеры сталагмит остался один - в Сталагмитовом зале. Этот огромный натек было не унести из пещеры - поэтому он и остался. Его г-н Рычков называет "Каменный стул".

Сталактиты

В доступной пешеходу части пещеры сталактитов практически нет - их все перевели на сувенирные или медицинские нужды. Говорят, местные раньше использовали разнообразный кальцит из пещеры в медицинских целях - то ли ели, то ли присыпали чего. У нас есть свидетельство о таком использовании, принадлежащее дикому туристу конца 19-го века - г-ну по фамилии Меч.

Строка

Способ описания дистрибуции рисунков на плоскости в случае, если рисунки расположены более чем в один ряд. Я не смог обойтись без такого излишества только в одном месте в Каповой - в Нише Купольного зала. Южную часть Ниши я разбил на строки для удобства описания. Строка задается не элементом рельефа, как фриз, а расположением рисунков на относительно ровной поверхности.

Сферолиты

Имеются в виду коры, образованные такими кругленькими маленькими кальцитовыми образованиями, которые, собственно, и называются сферолитами, если я правильно понимаю. Отличаются от натечных форм - натеков. Мне неясно отношение между мондмильхом и сферолитовыми корами - являются ли они разными стадиями одного процесса - может, пояснит кто?

Трапеция

Геометрический знак, характерный для Каповой. Представляет из себя трапецию с разным числом линий внутри трапеции. Эти линии обычно называют ребрами, что вообще неправильно, поскольку термин "ребро" относится к пространственным фигурам и обозначает линию, образующуюся при пересечении плоскостей. Но вертикальные линии внутри контура каповских трапеций есть, это правда. Кроме того, каповские трапеции имеют, как правило, так назваемые "ушки" - одно или два. "Ушки" - это завитки с одной или двух сторон от верхнего основания трапеции. Кроме того, в пещере есть трапеции, внутреннее пространство которых расчерчено сложным и непонятным образом. Также как, скажем, тектиформа для Дордони, наша трапеция - уникальный геометрический знак, не встречающийся на других памятниках. Я все наши трапеции и подозрения на них вынес на отдельную страницу: сюда.

Труба

Форма макрорельефа. Отличается от маленькой ниши глубиной. Ниша неглубокая - её глубина соразмерна её ширине. Глубина трубы в разы больше её входного отверстия по любому измерению. Вход в трубу небольшой - настолько, что человеку в ней не пролезть, иначе она называлась бы "ход".

Фриз

Форма макрорельефа, характеризующаяся, во-первых, шириной, в разы превышающей его высоту, во-вторых, относительно ровной поверхностью, пригодной для нанесения рисунков, и, в-третих, иным уровнем относительно основной стены - как правило, речь идет о выступающей части стены. В Каповой этот термин используется для описания северной части западной стены Купольного зала. От строки отличается явно выраженной обособленностью в смысле рельефа.

Черный

То, что в Каповой есть черные рисунки - так считал Рюмин. Потом так никто не считал. Щелинский говорил о присутствии черных красителей в составе некоторых красных рисунках - все эти случаи вынесены на отдельную страницу. Потом, в начале нынешнего века, стали опять считать, что в пещере есть и просто черные рисунки. И даже нашли два черных рисунка, в аутентичности которых никто, вроде бы, не сомневается - это 14-1-01 и 14-1-02. Вообще, в наскальном искусстве, черными бывают рисунки, нарисованные либо углем, либо оксидом марганца, который все-таки не совсем черный - с этой точки зрения интересно было бы с ними поработать. У нас статистика по этому поводу небольшая, опыта фактически нет, анализов никто не делал, поэтому мы про черные красители вообще ничего не знаем. Тоже на будущее задача. Все черные рисунки вынесены на отдельную страницу.

Эрозионная ниша

Небольшие ниши, образованные стоячей водой в те далекие времена, когда рисунков еще не было, а пещера только формировалась. Так сказать, способ оформления стены в пещере. Самый характерный пример - Западная стена зала Рисунков.

Этаж

Это не то же самое, что ярус. В этом каталоге я употребляю слово "этаж" так, как его употребляют исследователи, когда говорят: "Я иду на первый этаж", и это означает, что исследователь собрался на исследования на второй в спелеологическом смысле ярус: в залы Купольный, Знаков или Хаоса. Второй этаж - это там, где зал Рисунков. Когда речь идет о рисунках, никто обычно не употребляет слово "ярус" вообще, и все оперируют этажами, причем их всего два: первый и второй.

Ярус

Это не то же самое, что "этаж". "Ярус" - это спелеологический термин. Этаж - слово для всех остальных, включая тех же спелеологов, когда они забывают, что они спелеологи. Ярусов - со спелеологической точки зрения - в пещере четыре. Первый ярус - это зал Бездны, где большинство исследователей не бывали. Второй ярус - это тот, где находится вход в пещеру и то, что обычно называют "первый этаж" - это Портал, Главная Галерея, и залы Сталагмитовый, Купольный, Знаков и Хаоса, а также Бриллиантовый зал, Дальнее Озеро, ход Рюмина, Радужный и Сталактитовый залы. Третий ярус - это то, что после Ближнего Колодца и до Верхнего зала. И четвертый ярус - это ход Ткачева и новооткрытый Андреевский зал.

[на главную] [в каталоги] [дальше]