[на главную]

История изучения

Первое печатное исследование пещеры принадлежит Петру Ивановичу Рычкову и относится к 1760 году. Рычков работал в Оренбургской экспедиции, занимавшейся «устроением» края. В 1755 году прошло последнее Башкирское восстание, вызванное строительством заводов и крепостей в Башкирии – восстание Батырши. Эпицентром восстания была Бурзянская волость, в котором в 1755 году был построен Вознесенский медеплавильный завод. Рычков был на этом заводе в начале 1760 года, по поручению Оренбургской канцелярии объезжая разные башкирские волости «для некоторого рассмотрения». В 15-ти верстах от завода находилась знаменитая пещера, которую Рычков посетил 7 января 1760 года. В том же году в марте месяце в академическом научно-популярном журнале «Ежемесячные сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащие» было опубликовано «Oписание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается».

Рычкову на момент посещения пещеры было 48 лет. В пещеру он отправился «побуждаемый любопытством», несмотря на бездорожье и жестокий мороз. Путь от завода занял весь почти день, и на осмотр пещеры у Рычкова осталось не более трех часов. За это короткое время Рычков осмотрел и достаточно подробно описал весь первый этаж вплоть до Северного тупика. Также лекарем Графеном, бывшим с Рычковым, была осмотрена верхняя часть Первой Галереи, из которой уходит Первый или Ближний колодец, через который можно было попасть на второй этаж. Но на это открытие у Рычкова не хватило времени.

Рычков считал пещеру оборонительным сооружением, построенным людьми.

В своем «Описании…» он подробно излагает связанные с пещерой истории, которые излагаются местными башкирами. Это едва ли не первая запись башкирских народных сказаний. Местным башкирам было известно, что река, вытекающая из Голубого Озера в Портале пещеры, начало берет в озере Шульган в трех верстах от пещеры. Другое название этого озера – Конский Выгон (Елкисикитан). Рычков приводит башкирскую легенду о том, как заночевавший у озера башкир Кунурбай, «поймал зверя, несколько собаке подобного, и привязал его тут к дереву. И хотя де оный зверь всячески силился, дабы оторвавшись, кинуться и уйтить в то озеро, но оторваться от привязи не мог, и для того визжал и лаял странным голосом, почему из озера вышел престарелый человек, просил, чтоб ту собаку ему отдать, обещая, ежели она отдана ему будет, то он подарит ему за то такого жеребца, от которого не только он, но и все тутошние башкирцы богаты будут хорошими коньми. Согласившись на то, старик вывел ему из воды преизрядную лошадь, притом дал ему и узду с прибором серебряным, приказав, чтоб он седши на лошадь, назад отнюдь не оглядывался, но ехал бы прямо во свое жилище. Башкирец, едучи, слышал за собой сильной топот и ржание многих лошадей, и оттого, подъезжая к своему дому, не мог утерпеть, чтоб назад не посмотреть. Сие учиня, увидел он, что лошади из оного озера одна за другой выходили, и за ним или паче за тем данным ему жеребцом следовали, но от сего его обороту и взгляду оной выход лошадиный тотчас пресекся; кои близки были к озеру, те, поворотясь, бросились паки во оное и скрылись, а прочие все остались у оного башкирца. И будто б в сей Усергенской, також и в Бурзенской волостях у башкирцев от оных лошадей хорошие кони размножились и для того то озеро Конским Выгоном прозвано».

Также Рычкову пещера обязана названием первого зала пещеры – Портал.

В 1768 году в Оренбургский край было направлено три отряда Оренбургской  экспедиции. Первый из них возглавлял Петр Симон Паллас, второй Иван Иванович Лепехин, и третий Иоганн Петер Фальк. Оренбургская губерния была лишь одной из областей, которую предстояло исследовать экспедиции. Так, Лепехин, выехав из Петербурга 8 июля 1768 года, в Петербург возвратился лишь 24 декабря 1772 года, исследовав обширные территории от Астрахани до Архангельска. Отряд Лепехина состоял всего из четырех человек. Исследуя Оренбургский край, Паллас и Лепехин широко пользовались материалами П. И. Рычкова, по стопам которого и оказался Иван Лепехин в Каповой пещере.

26 мая 1770 Лепехин исследовал пещеру. Описания первого этажа в его «Дневных записках» нет: он говорит, что Рычков описал все достаточно подробно и нет нужды повторяться. Лепехин постранично ссылается на публикацию Рычкова: «Описание пещеры…» было у Лепехина с собой. Сделав несколько уточнений к Рычкову, Лепехин переходит с описанию второго этажа, который его предшественник по недостатку времени не обнаружил. И далее, на протяжении десяти страниц Лепехин очень подробно описывает часть пещеры, в которой, судя по всему, никто с тех пор так и не был. Кажется, Лепехинский ход искали все, кто когда-либо исследовал пещеру. И никто его не нашел. Впрочем, мнения исследователей по поводу «Лепехинского хода» расходятся. Есть мнение, что описание этого хода – лишь ошибочное описание известных нам залов второго этажа. А есть мнение, что Лепехинский ход просто ждет своего часа, чтобы открыться счастливчику.

Если Рычков считал, что пещера – творение рук человеческих, то Лепехин пишет, что «сию великую в горе пустоту единственно произвела вода. Наклонение окон, прорванные и двери представляющие простенки ясно доказывают, что одно отделение делалося за другим, и вода, выступив из одного вертепа, вымывала другой».

В 1840 году выходит первый том «Естественной Истории Оренбургского Края» Эверсманна, в котором на странице 36 есть примечание Владимира Даля, который переводил труд: «В горах Уральских есть несколько довольно замечательных пезер, между коими первое место занимает пещера Бельская или Шулюган-Таш, на реке Белой. Об ней довольно подробно говорят Рычков и Лепехин. Первый, однакоже, без всякого сомнения, очень ошибался, почитая огромные палаты пещеры этой делом рук человеческих. Это цепь связанных широкими переходами и тесными пролазами пещер, простирающихся на сотни сажен в гору и доселе не вполне исследованная. В ней замечательны капельники и известняковые накипи».

Следующим упоминанием пещеры становится вышедшая из печати в 1843 году «Башкирская русалка» Владимира Ивановича Даля. Даль здесь не касается геологии и способов образования карстовых полостей. Его интересует пещера как культовое место. Он приводит краткое описание пещеры и говорит, что «в подземелье этом обитало когда-то особое племя людей, о котором рассказывают много дивного. Там же нередко укрывались разные Джины, Дивы и Дью-Пари. Во время смут и возмущений башкиры спасались в подземелье этом с семьями, скотом и имуществом. Старики рассказывают о каменной, здесь находящейся собаке: это Див, окаменевший в принятом им образе. Замечательно, что каменная собака эта боится плети, что дождевые облака ей подвластны, и собака не может снести ста ударов плетью; она издает глухой вой, и обильный дождь окропляет окрестность».

В 1858 году пещеру посетили инженеры Меглицкий и Антипов. Они высказали третье мнение об образовании пещеры: «пещера обязана своим образованием исключительно частному случаю волнистого положения пластов, из которых верхние, при действии бокового давления, были выгнуты кверху, тогда как нижние образовали вогнутую впадину; дно последней со временем постепенным наполнением». Меглицкий и Антипов пишут об остатках лестниц, свидетельствующих о каких-то неизвестных исследованиях пещеры.

В 1896 году пещера была обследована членами Географического общества Ф. Симоном, Д. Заневским и Д, Соколовым. Эта экспедиция описана в 10-ом выпуске «Известияй Оренбургского Императорского Географического Общества» за 1897 год. Симон в этой публикации впервые называет пещеру Каповой и пытается объяснить название от «капообразных наплывков по стенам, придающих ей особенную прелесть».  Симону сотоварищи принадлежит первая карта первого этажа пещеры.

В 1935 году пещера исследовалась геологом Г. В. Вахрушевым. Он дал полное описание всей пещеры, выделив 4 этажа. Подробно описал внутреннее строение подземных ходов, разнообразных натечных форм. Им были выделены характерные участки и даны наименования наиболее примечательным залам и ходам.

В 1935 году Г.В. Вахрушев вновь посещает Капову пещеру, уже с целью изучения ее геологического строения и гидрогеологических особенностей. Им доказана карстовая природа возникновения этой полости. Интересно, что в этот раз на втором этаже пещеры он нашел доски с вырезанными на них знаками и геометрическими фигурами.

К двухсотлетию со времени первого исследования Каповой пещеры П. И. Рычковым кафедра физической географии Башгосуниверситета организовала комплексную карстово-спелеологическую экспедицию по изучению пещеры под руководством И. К. Кудряшова. В период двух летних (1960 и 1961) и одной зимней (февраль 1961) экспедиций были проведены комплексные исследования, которые включали производство теодолитной съемки, детальное морфологическое описание внутреннего строения, изучения климатических, геологических и гидрогеологических условий пещеры. Экспедицией был исследован и описан новый район Каповой пещеры. Аналогичные работы были проведены новой экспедицией под руководством И. К. Кудряшова в 1977 году, основной целью экспедиции было полное документирование пещеры для ее подготовки в качестве экскурсионного объекта.

В рамках работ по комплексному изучению пещеры Шульган-Таш в марте 1991 года Владимиром Киселевым были произведены погружения на подземной реке Шульган. Вверх по ее течению из зала Дальний были пройдены четыре сифона (10/-4; 50/-10; 20/-7; 110/-13) с небольшими залами и галереями между ними. В одном из этих залов была встречена летучая мышь. Вниз по течению реки Шульган из зала Бездна  был обследован еще один сифон (70/-12). Кроме того, Киселевым в гроте "Портал" был пройден воклюз до отметки 50/-26.

В середине двадцатого века отношение к пещере изменилось.

В 1959 году кандидат биологических наук Александр Рюмин опубликовал сообщение о своем открытии в пещере Шульган-Таш настенных росписей, время создания которых он отнес к среднему палеолиту.

С тех пор пещера попала в ведение советских археологов. Отто Николаевич Бадер вел исследования в пещере с 1960 до 1978 года. За это время было заложено два ничего не давших раскопа: один в Зале Знаков и другой в Зале Рисунков у Западного панно. Кроме того, была отмыта стена Зала Рисунков – композиция Восточной стены – от тех рисунков и надписей, которые, по мнению археологов, следовало классифицировать как не относящиеся к палеолиту. Также археологи механическим способом освободили от кальцитового натека один участок стены с росписью – так называемая композиция «Лошадки» в зале Хаоса. Всего Бадер насчитывал около трех десятков рисунков, сделанных охрой.

С 1982 по 1987 год исследования в пещере возглавлял Вячеслав Евгеньевич Щелинский. В одном из раскопов, проведенным под его руководством, был обнаружен культурный слой, в котором были найдены материальные остатки палеолитической культуры, костровище и кусок камня со следами красителя, по цвету и фактуре похожим на охру, которой нанесены рисунки в пещере. На основании радиоуглеродного датирования углей из костровища был сделан вывод о том, что временем создания рисунков следует считать дату около 15-ти тысяч лет назад (14680±150).

Найденная стоянка палеолитических людей располагается в глубине, на первом ярусе пещеры в 150 метрах от входа в зале Знаков. Культурный слой стоянки сохранился в северо-западной части зала и залегает он в толще рыхлых отложений на глубине около полуметра. Максимальная мощность культурного слоя 10-12 сантиметров, но в ряде мест толщина его не превышает 2-3 сантиметров. Верхняя часть слоя почти повсеместно размыта и как бы срезана водной эрозией. Литологические особенности слоев позволяют констатировать неоднократные в прошлом изменения условий осадконакопления в пещере. В разрезе пещерных отложений преобладают озерно-аллювиальные образования, то есть большую часть времени в пещере было очень влажно и сыро. Однако эти отложения перемежаются с образованиями, сформировавшимися в условиях, когда пол пещеры освобождался от стоячей и проточной воды. Исследованиями установлено, что палеолитическое святилище функционировало в пещере как раз в один из таких периодов ее значительного осушения, а климат местности в то время был достаточно суровым - близким к климату современных тундр. В культурном слое найдены: обломок бивня мамонта, кости пещерного медведя, зайца беляка, лисицы, песца, сурка, пищухи, тушканчика, копытного леминга и других мелких грызунов.
Для культурного слоя, по анализу древесного угля в разных лабораториях, получены две довольно близкие радиоуглеродные даты: 14680±150 и 13930±300 лет. Всего в культурном слое обнаружено 193 предмета, из которых преобладают орудия из местного пещерного известняка и кальцита. Рабочий инструментарий и элементы вооружения составляют небольшую часть коллекции и изготовлены они из высококачественного каменного сырья, явно неместного происхождения, а именно из кремня и зелено-коричневой яшмы, коренные выходы которой находятся далеко от пещеры – в Зауралье. Наряду с каменными, найдены два костных орудия: нож из обломка трубчатой кости с длинным ретушированным лезвием и грубое шило. Совершенно уникальны обнаруженные в слое украшения. Это четыре просверленные с двух сторон бочонковидные бусинки их зеленного серпентинита – сравнительно мягкого и легкого в обработке. Есть также подвески из тонких пластиночек кости (может быть, бивня мамонта) и сланца. Столь же уникальна находка в культурном слое фрагмента глиняной лампы, поскольку глиняные изделия в культурных палеолитических слоях вообще являются очень редкими находками.

К тому моменту, как археологические исследования пещеры были завершены, в Шульган-Таш было зафиксировано около пятидесяти рисунков, сделанных красной охрой.

С 1995 года экспедициями в Шульган-Таш руководил геолог Юрий Ляхницкий. Впервые в истории изучения наскальной живописи нашей страны к участию в экспедициях стали приглашаться ученые различных специальностей. До исследований под руководством Ляхницкого все вопросы,  связанные  с палеолитической живописью считались сугубо относящимися к предмету археологии, и все работы проводились в рамках узких цеховых средств и методов. В исследованиях, курируемых Юрием Ляхницким, принимали участие геологи, физики, химики, реставраторы, микробиологи, строители. Упор был сделан не на искусствоведческих вопросах, а на проблеме сохранности рисунков. Среди прочих, был поставлен вопрос о необходимости уменьшения антропогенного воздействия на рисунки и пещеру, и к сегодняшнему дню удалось добиться ограничения потока туристов в пещере. В 2002 году на стенах привходовой части пещеры художником-анималистом Владимиром Черноглазовым были выполнены копии палеолитических рисунков. Под руководством Ляхницкого начаты исследования по возможности консервации рисунков. За последние годы зарегистрировано повышение влажности в пещере, что также вызывает у исследователей опасения в дальнейшей сохранности рисунков. Установлено, что в наиболее критическом положении находятся рисунки, открытые из-под кальцитового натека Бадером в 1978 году. В связи с этим вопрос о возможности искусственной консервации рисунков представляется особенно значимым. Под руководством Ляхницкого проводится постоянный микроклиматический мониторинг пещеры.

В 2002 году начались работы группы "Аркус", в ходе которых были разработаны новые подходы к обнаружению и фиксации наскальной живописи, создан каталог наскальной живописи Каповой пещеры, проведена масштабная архивная работа. Число рисунков - или "локализаций" в пещере увеличилось в четыре раза - с полусотни в последних публикациях Щелинского о Каповой до примерно двух сотен. Результатом работы группы стала настоящая публикация. Кроме того, группой Аркус была подготовлена и проведена в 2008 году первая выставка, посвященная Каповой пещере на базе Молодежного Центра Государственного Эрмитажа. По окончанию выставки она была передана в петербургскую гимназию №610. В 2011 году группой был подготовлен экспозиционный материал по Каповой пещере для музея Томской писаницы. Материалы группы были использованы Андреем Васильевичем Шаповаловым в подготовке двух временных выставок, проходивших в Государственном Дарвиновском музее в 2009 году - "Человек рисует мамонта" - и в 2013 -"Мамонты идут".

В 2009 году возобновились археологические исследования силами Южноуральской Археологической Экспедиции МГУ под руководством В. С. Житенева. Исследования Каповой пещеры продолжаются.

[на главную]